среда, 14 августа 2013 г.

Ценовое ограничение как нарушение норм свободной конкуренции.

Изучив статистику Совета Конкуренции Латвийской Республики (далее – СК), я пришёл к заключению, что в последнее время очень большое число нарушений норм конкуренции связаны именно с таким явлением как ценовой ценз (ограничение) между вертикальными участниками рынка (производитель/оптовый торговец – распространитель). Запрет на подобного рода ограничения регулируется 1 пунктом 1 части 11 статьи Закона о Конкуренции (далее – Закон). Несмотря на то, что СК проводит многочисленные информационные кампании и другие мероприятия, направленные на борьбу с данным явлением, число выявленных нарушений растёт. Поэтому, сегодня я хочу уделить внимание этой теме, чтобы вы знали, что можно делать, а что нет.

Ценовое ограничение имеет место, когда производитель, продавая или отдавая на реализацию товар распространителю, устанавливает минимальную, конкретную или максимальную цену товара при дальнейшей продаже потребителю. Эти виды ограничения соответственно называются минимальными, фиксированными или максимальными. Подобные действия препятствуют честной конкуренции и являются нарушением. Тут важно отметить, что нарушения норм конкуренции нет, в случае, если указанная производителем цена носит лишь рекомендательный, а не обязательный характер.

По словам председателя Совета Конкуренции, госпожи Скайдрите Абрама (далее – Преседатель), в последнее время при проверке заключённых соглашений и договоров между вертикальными участниками рынка, часто выявляется ценовая фиксация, что свидетельствует либо о неосведомлённости предпринимателей в данном вопросе, либо о надежде, что данные договора не попадут в руки СК.

1 часть 11 статьи Закона гласит:
„Запрещаются и являются недействительными с момента заключения соглашения участников рынка, целью или последствиями которых является препятствование, ограничение или деформирование конкуренции на территории Латвии.”

1 пункт той же части, той же статьи Закона уточняет:
„В том числе соглашения о прямом или косвенном установлении цен или тарифов любым образом или об условиях их образования, а также об обмене такой информацией, которая относится к ценам или условиям реализации.”

Также, согласно мнению Председателя, допустима ситуация, когда устанавливается максимальная возможная цена реализации товара, при условии, что она является лишь возможным ценовым пределом, а не фиксированной ценой. В таком случае это не создаёт помех свободной конкуренции, и служит защитным механизмом для изготовителя товара.

Также вам следует иметь ввиду, что если до СК доходит информация о ценовом ограничении, СК всегда проводит расследование, проверку документов, с целью выяснить, применялось ли данное противоправное соглашение распространителем на практике, и, если да – то каким образом и в каком объёме. В случае, если производитель оказывает на вас давление, пытаясь навязать своё ценовое ограничение, вы можете подписать договор, но не выполнять данное условие, а сразу обратиться в СК с жалобой о влиянии производителя на рынок и нарушении норм свободной конкуренции.

С экономической точки зрения, производитель имеет много каналов для реализации своего товара и имеет свободу выбора партнёра. Однако, это совершенно не значит, что производитель имеет право ограничивать свободу действия распространителя, диктуя свои цену и условия для дальнейшей реализации товара, таким образом ограничивая его конкурентоспособность. В случае установки минимального ограничения, страдают не только распространители товара, но и потребители, которые вынуждены покупать товар по завышенной цене.

Конечно, не все изготовители товара способны влиять на распространителей. Ключевым фактором тут является наличие или отсутствие доминирующего положения конкретного изготовителя на конкретном рынке конкретного товара. Иначе говоря, если изготовитель на всю страну один, и на рынке нету заграничной продукции – выходит что весь рынок данного товара занимает один производитель, что ставит его в доминирующее положение на рынке и делает закупщиков данного товара более уязвимыми к его попыткам диктовать свои условия.

Согласно исследованиям СК, все виды вышеупомянутых ценовых ограничений в большом количестве негативно влияют на рынок и способны вызвать рост цен в долгосрочной перспективе.

Резюмируя всё вышесказанное.

Не является нарушением:
+ Рекомендация по установке цены для дальнейшей реализации товара.
+ Установка максимальной возможной цены для дальнейшей реализации товара.

Является нарушением:
+ Установка минимальной возможной цены для дальнейшей реализации товара.
+ Установка фиксированной цены для дальнейшей реализации товара.

---------------
Статья подготовлена при использовании материалов Совета Конкуренции.
Совет конкуренции.