Многие из нас, опасаясь за свою жизнь или за сохранность
своего имущества, прибегают к услугам страховых компаний. С точки зрения многих
людей, обращаться к страховой компании – такой же риск, ибо они очень часто
искусственно затягивают процессы выплаты или уклоняются от выплаты вовсе. В связи с этим, права страхователей очень часто ущемляются.
Так куда же обращаться, если ваш страховщик не выполняет свои обязательства?
Самая частая ошибка, допускаемая людьми – это попытка
подать жалобу в Центр защиты прав потребителя. Вам следует помнить, что
страховой договор – не является потребительским, поэтому все споры и
разногласия, вытекающие из него, находятся вне компетенции Центра защиты прав
потребителя. Вторая распространённая ошибка – это бездействие. Если страховщик
не выполняет свои обязательства, то действовать необходимо как можно скорее.
Помните – прежде, чем обращаться в какие-либо учреждения с жалобой, вам
необходимо сперва написать письменную претензию с вашими требованиями самому
страховщику, чтобы дать ему шанс добровольно выполнить обязательства. Только
после получения его ответа с отказом – вы можете начинать действовать. В противном случае – ни одно учреждение ваше
заявление просто не примет.
Основными нормативными актами, регламентирующими
деятельность страховых компаний в Латвии, являются закон „О договоре страхования” и „Закон страховых обществ и надзора за ними”. В Латвии
страхователь имеет три возможности, куда обращаться с жалобой против своего
страховщика:
Латвийская Ассоциация Страховщиков, Комиссия рынка финансов и капитала, суд.
Каждый из этих трёх вариантов выяснения отношений со страховщиком имеет свои
плюсы и минусы, а также отличается по своей стоимости и длине процедуры.
1. Латвийская Ассоциация Страховщиков. (далее – ЛАС)
Прежде, чем обращаться в ЛАС – убедитесь в том, что ваш
страховщик является членом данной ассоциации. Вы можете это сделать на домашней
странице. ЛАС – это добровольное объединение страховых предприятий, с целью
улучшения качества предоставляемых страховых услуг. Данная организация имеет
своего омбуда, который занимается рассмотрением споров и разногласий физических
лиц со страховщиком, если фактические обстоятельства отвечают определённым
критериям. Несомненным плюсом данного решения является сравнительно короткий
срок рассмотрения жалобы, а также отсутствие государственных и канцелярских
сборов. (Срок - 2 месяца. До 8 месяцев, если дело сложное) Минусы заключаются в
том, что в случае подачи жалобы омбуду, вам придётся внести залог от 20 до 250
лат, в зависимости от объёма вашего прошения, который вы потеряете, если окончательное
решение будет не в вашу пользу. Также решение омбуда носит лишь
рекомендательный характер, что означает, что страховщик в любом случае может
отказаться от исполнения решения, а вам снова придётся искать способ разрешить
свои проблемы.
(Информация об омбуде и порядок подачи жалобы – только на
лат. языке)
2. Комиссия рынка финансов и капитала. (далее – КРФК)
Согласно „Закону страховых обществ и надзора за ними”, именно КРФК является государственным учреждением, под
надзором которого находится деятельность всех страховых предприятий в Латвии. В
случае, если страховщик искусственно затягивает процесс выплаты страхового
возмещения или иным образом злонамеренно не выполняет свои обязательства,
установленные законом – вы можете подать жалобу именно в это учреждение. Несомненный
плюс в том, что данное решение является самым дешёвым. При этом оно не лишено
минусов. Ваша жалоба будет направлена не на решение конкретно вашей проблемы, а
на проверку деятельности предприятия в целом и наложение штрафа, в случае
наличия нарушения нормативных актов. Иначе говоря - это не более, чем хороший
способ напакостить вашему страховщику. Конечно, в случае серьёзного нарушения,
КРФК может обязать страховое предприятие выполнить свои обязательства
принудительным путём, но это во многом зависит от фактических обстоятельств и
ситуации.
3. Суд.
Вы также имеете возможность обратиться против своего
страховщика в суд и защищать свои гражданские права через гражданский процесс,
в обычном порядке. В таком случае, основным нормативным актом, регулирующим
процесс, будет „Гражданский процессуальный закон”. Эффективность
данного решения напрямую зависит от фактических обстоятельств и от качества работы
вашего юриста. Несмотря на всё, данное решение также имеет достаточно много минусов.
Прохождение процесса через все три инстанции может занять от 7 до 10 лет,
учитывая загруженность судов. Также стоимость процесса и расходы будут гораздо
выше, чем в первых двух решениях. В конце концов, в процессе против страхового
предприятия ни один юрист не сможет вам гарантировать стопроцентную победу.