вторник, 4 июня 2013 г.

Куда обращаться, если ваш страховщик не выполняет свои обязательства?

Многие из нас, опасаясь за свою жизнь или за сохранность своего имущества, прибегают к услугам страховых компаний. С точки зрения многих людей, обращаться к страховой компании – такой же риск, ибо они очень часто искусственно затягивают процессы выплаты или уклоняются от выплаты вовсе. В связи с этим, права страхователей очень часто ущемляются. Так куда же обращаться, если ваш страховщик не выполняет свои обязательства?

Самая частая ошибка, допускаемая людьми – это попытка подать жалобу в Центр защиты прав потребителя. Вам следует помнить, что страховой договор – не является потребительским, поэтому все споры и разногласия, вытекающие из него, находятся вне компетенции Центра защиты прав потребителя. Вторая распространённая ошибка – это бездействие. Если страховщик не выполняет свои обязательства, то действовать необходимо как можно скорее. Помните – прежде, чем обращаться в какие-либо учреждения с жалобой, вам необходимо сперва написать письменную претензию с вашими требованиями самому страховщику, чтобы дать ему шанс добровольно выполнить обязательства. Только после получения его ответа с отказом – вы можете начинать действовать. В  противном случае – ни одно учреждение ваше заявление просто не примет.

Основными нормативными актами, регламентирующими деятельность страховых компаний в Латвии, являются закон О договоре страхования и Закон страховых обществ и надзора за ними. В Латвии страхователь имеет три возможности, куда обращаться с жалобой против своего страховщика: Латвийская Ассоциация Страховщиков, Комиссия рынка финансов и капитала, суд. Каждый из этих трёх вариантов выяснения отношений со страховщиком имеет свои плюсы и минусы, а также отличается по своей стоимости и длине процедуры.

1. Латвийская Ассоциация Страховщиков. (далее – ЛАС)
Прежде, чем обращаться в ЛАС – убедитесь в том, что ваш страховщик является членом данной ассоциации. Вы можете это сделать на домашней странице. ЛАС – это добровольное объединение страховых предприятий, с целью улучшения качества предоставляемых страховых услуг. Данная организация имеет своего омбуда, который занимается рассмотрением споров и разногласий физических лиц со страховщиком, если фактические обстоятельства отвечают определённым критериям. Несомненным плюсом данного решения является сравнительно короткий срок рассмотрения жалобы, а также отсутствие государственных и канцелярских сборов. (Срок - 2 месяца. До 8 месяцев, если дело сложное) Минусы заключаются в том, что в случае подачи жалобы омбуду, вам придётся внести залог от 20 до 250 лат, в зависимости от объёма вашего прошения, который вы потеряете, если окончательное решение будет не в вашу пользу. Также решение омбуда носит лишь рекомендательный характер, что означает, что страховщик в любом случае может отказаться от исполнения решения, а вам снова придётся искать способ разрешить свои проблемы.

(Информация об омбуде и порядок подачи жалобы – только на лат. языке)

2. Комиссия рынка финансов и капитала. (далее – КРФК)
Согласно Закону страховых обществ и надзора за ними, именно КРФК является государственным учреждением, под надзором которого находится деятельность всех страховых предприятий в Латвии. В случае, если страховщик искусственно затягивает процесс выплаты страхового возмещения или иным образом злонамеренно не выполняет свои обязательства, установленные законом – вы можете подать жалобу именно в это учреждение. Несомненный плюс в том, что данное решение является самым дешёвым. При этом оно не лишено минусов. Ваша жалоба будет направлена не на решение конкретно вашей проблемы, а на проверку деятельности предприятия в целом и наложение штрафа, в случае наличия нарушения нормативных актов. Иначе говоря - это не более, чем хороший способ напакостить вашему страховщику. Конечно, в случае серьёзного нарушения, КРФК может обязать страховое предприятие выполнить свои обязательства принудительным путём, но это во многом зависит от фактических обстоятельств и ситуации.


3. Суд.
Вы также имеете возможность обратиться против своего страховщика в суд и защищать свои гражданские права через гражданский процесс, в обычном порядке. В таком случае, основным нормативным актом, регулирующим процесс, будет Гражданский процессуальный закон. Эффективность данного решения напрямую зависит от фактических обстоятельств и от качества работы вашего юриста. Несмотря на всё, данное решение также имеет достаточно много минусов. Прохождение процесса через все три инстанции может занять от 7 до 10 лет, учитывая загруженность судов. Также стоимость процесса и расходы будут гораздо выше, чем в первых двух решениях. В конце концов, в процессе против страхового предприятия ни один юрист не сможет вам гарантировать стопроцентную победу.